Сборка компьютера: руководство для начинающих
Assembly (ассемблер) - это низкоуровневый язык программирования, который используется для написания программ на уровне микропроцессора. Он напрямую работает с аппаратными средствами компьютера, что позволяет получить максимальную производительность и контроль над аппаратурой.
Программы, написанные на ассемблере, представлены в виде инструкций двоичного кода и мнемоник, которые соответствуют инструкциям на языке ассемблера. Ассемблерные программы являются основой для написания операционных систем, драйверов устройств, компиляторов, а также используются во многих других областях, таких как криптография, промышленное управление и многие другие.
Пример программы на ассемблере, печатающей на экране строку "Hello, World!":
section .data
msg db 'Hello, World!', 0
section .text
global _start
_start:
mov eax, 4 ; функция вывода строки
mov ebx, 1 ; файловый дескриптор - стандартный вывод
mov ecx, msg ; адрес строки
mov edx, 13 ; длина строки
int 0x80 ; вызов системного прерывания
mov eax, 1 ; функция завершения программы
xor ebx, ebx ; код возврата - 0
int 0x80 ; вызов системного прерывания
Эта программа использует два раздела: ".data", где объявляется переменная в виде строки, и ".text", где располагается основной код программы.
Первая инструкция в разделе ".text" задает точку входа в программу "_start". Затем происходит вызов функции вывода строки: в регистр eax записывается код функции вывода (4), в ebx номер файла (стандартный вывод), в ecx адрес строки, в edx длина строки. Все это делается при помощи системного прерывания, которое вызывается инструкцией "int 0x80".
После вывода строки программа вызывает функцию завершения программы (код функции - 1), передавая в регистре ebx код возврата (в данном случае - 0). Это означает, что программа завершена успешно.
В целом, программирование на ассемблере требует от программиста хорошего понимания работы микропроцессора и архитектуры компьютера, так как приходится работать напрямую с регистрами процессора, кодом ассемблера, системными вызовами и другими аппаратными компонентами. Однако, если правильно использовать ассемблер, можно добиться максимальной производительности программ и более точного управления аппаратурой.